В какой театральный жанр превратился водевиль в начале 20 века?

1
Pages: | 1 || 3 | 4 | Традиции водевиля и мелодрамы в русской драматургии xx – начала xxi веков

-- [ Страница 2 ] --

В третьем параграфе «Место водевиля и мелодрамы в русском театре XIX века» представлены результаты анализа репертуарной сводки по XIX веку5. Она составлена на основе подневного репертуара петербургской и московской трупп и содержит перечень всех поставленных на сцене пьес, в том числе музыкальных спектаклей (комические оперы, водевили, оперы-водевили, оперетты и т.п.), так как они исполнялись драматическими труппами.

Анализ показал, что процентная доля водевиля в репертуаре 1801 -1825 годов около 7%, в 1826 – 1845 гг. – около 40%, в 1846 – 1861 гг. - 42 %, в 1862 – 1881 гг.- 25 %, 1882 – 1897 гг. – 13 %.

Доля мелодрамы в репертуаре 1801 -1825 годов около 8%, в 1826 – 1845 гг. – около 12%, в 1846 – 1861 гг. - 11 %, в 1862 – 1881 гг.- 9 %, 1882 – 1897 гг. – 13 %.

Принято считать, что с конца 1850-х годов «удельный вес водевиля в...

0 0
2
Лекция 3

Лекция 3. ФРАНЦУЗСКИЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ МЮЗИКЛ

3.1. Принципы разграничения музыкально-театральных жанров.

В шестидесятые годы XX столетия стал популярен французский мюзикл, который тяготел к классическому сюжету, трагедийному в своей основе. «Отверженные» А.Бублиля и К.Шонберга стали новой страницей в истории мирового мюзикла, определили специфику французских мюзиклов, которые в своей трагедийности и глубине сродни именно русским, а не бродвейским или уэст-эндским образчикам этого жанра.

Англо-американская монополия мюзиклов прекратилась в 1985 году, когда на лондонской сцене состоялась премьера французской постановки «Отверженные» по мотивам одноименного романа Виктора Гюго. Авторами являются композитор Клод-Мишель Шонберг и либреттист Ален Бублиль.

Французский и русский мюзиклы имеют общие корни и традиции, связанные с тремя жанрами - водевилем, опереттой и музыкальной комедией.

Мюзиклу родственен французский по происхождению...

0 0
3

Традиции водевиля и мелодрамы в русской драматургии xx – начала xxi веков Шахматова Татьяна Сергеевна, 21.03.2009

Страницы: 1 2 3 4 5

Выяснить, в какие периоды XX века мелодраматическое и водевильное выходит на первый план и какими причинами это вызвано.

Предметом диссертации послужила эволюция приемов работы драматургов с элементами поэтики водевиля и мелодрамы в драматургии XX – начала XXI

Объектом и источниковедческой базой исследования стали:

Водевили и мелодрамы XIX века, критические отзывы, в том числе обзоры театральных постановок А. Шаховского, А. Вольфа, отчеты о театральном репертуаре в журнале «Репертуар и пантеон», издаваемый П. Песоцким.

Пьесы драматургов XX – начала XXI веков, таких, как Н. Эрдман, К. Тренев, С. Михалков, А. Арбузов, В. Рощин, А. Вампилов, Л. Зорин, Г. Горин, Н. Коляда, творчество драматургов движения «Новая драма» (Р. Белецкий, В. Дурненков, Ю. Клавдиев, О. Шишкин и др.). Из огромного числа...

0 0
4

Недавно просмотренная премьера спектакля «Гусары, вперед» навеяла желание рассказать, или скорее узнать больше о таком жанре как водевиль. Меня интересует несколько вопросов: что такое водевиль как жанр, когда он возник и как он выглядит, а также каковы социальные подтексты водевиля, и какое место он занимает в русской культуре. Рассмотрим примеры удачных и неудачных водевилей, а также немного поговорим о китче.

Итак, водевиль — жанр легкой комедийной пьесы или спектакля с занимательной интригой или анекдотическим сюжетом, сопровождающийся музыкой, куплетами, танцами. Водевиль возник и сформировался во Франции. Собственно, в этом ничего удивительного нет, поскольку французы стали основоположниками многих направлений.

«Водевилями» называли насмешливые уличные городские песенки-куплеты, как правило, высмеивающие феодалов, ставших в эпоху абсолютизма главными врагами монархической власти. В первой половине 18 века водевилями стали называть куплеты с повторяющимся...

0 0
5

Слово "водевиль" (Vaudeville) происходит от французского "val de Vire" – Вирская долина. Вир – река в Нормандии.

В XVII столетии во Франции получили распространение песенки, известные под названием "Chanson de val de Vire". Авторами их считают народных поэтов XV столетия – Оливье Басселена и Ле-Гу. Возможно, это просто собирательное обозначение особого жанра простой незатейливой шутливой песенки народного характера, легкой по мелодической композиции, насмешливо-сатирической по содержанию, и по происхождению своему связанной с селениями Вирской долины. Этим можно объяснить и дальнейшую трансформацию самого названия – из "val de Vire" в "voix de ville" ("деревенский голос").

Во второй половине XVII столетия появились во Франции небольшие театральные пьески, вводившие по ходу действия эти песенки и от них и сами получившие название "водевиль". А в 1792 в Париже был основан даже специальный "Theatre de Vaudeville" – "Театр водевиля". Из французских водевилистов особенно...

0 0
6

На правах рукописи


ШАХМАТОВА Татьяна Сергеевна

ТРАДИЦИИ ВОДЕВИЛЯ И МЕЛОДРАМЫ В РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ XX – НАЧАЛА XXI ВЕКов

10.01.01 – русская литература

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата

филологических наук

Казань – 2009

Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский государственный университет

им. В.И. Ульянова-Ленина»

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент

Бушканец Лия Ефимовна
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, доцент

Доманский Юрий Викторович
кандидат филологических наук, доцент
Журчева Татьяна Валентиновна
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный

университет»

Защита состоится «7 » мая 200 9 года в 15: 00 часов на заседании Диссертационного совета Д. 212.081.14 при Казанском государственном...

0 0
7
Водевиль (франц. vaudeville), лёгкая комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами. Родина В. — Франция. Название происходит от долины р. Вир (Vau de Vire), где жил в 15 в. народный песенник О. Баслен. Вначале В. называли песенки в ярмарочных комедиях 1-й половины 18 в. Как самостоятельны театральный жанр В. сложился в годы Великой французской революции и вскоре получил общеевропейское распространение. Классики французского В. — Э. Скриб, Э. Лабиш — сохранили многие черты В. как "народного произведения французов" (А. И. Герцен): задорное веселье, злободневные намёки. В России В. появился в начале 19 в., унаследовав от комической оперы 18 в. интерес к отечественным сюжетам. Раннее развитие В. связано с именами А. И. Писарева, Н. И. Хмельницкого, А. С. Грибоедова, А. А. Шаховского. В конце 30—40-х гг. в русском В. заметны демократические тенденции, сближение с реалистической комедией нравов под влиянием натуральной школы ("Лев Гурыч Синичкин" Д. Т. Ленского, водевили Ф. А. Кони, В....
0 0
8

Тут не поймут ни слова... »

Особый успех выпал на долю пятиактного В. Ленского «Лев Гурыч Синичкин или провинциальная дебютантка», переделанного из французской пьесы «Отец дебютантки». Он сохранился в репертуаре театров и до наших дней, сейчас, конечно, уже лишен всякой злободневности (которой в нем было очень много), но не утратил еще значения картинки театральных нравов того времени. В 40-х годах появился еще особый жанр В. «с переодеваниями». В них имела шумный успех молодая, воспетая Некрасовым, актриса Асенкова. Наиболее популярными авторами В. были: Шаховской, Хмельницкий (его В. «Воздушные замки» удержался до конца XIX в.), Писарев, Кони, Федоров, Григорьев, Соловьев, Каратыгин (автор «Вицмундира»), Ленский и др.
Проникновение к нам в конце 60-х годов из Франции оперетты (см.) ослабило увлечение В., тем более, что в оперетте широко практиковались и всякие политические экспромты (разумеется в пределах весьма бдительной цензуры), отсебятины и особенно...
0 0
9

Однако идейная легковесность водевиля фактически означала пассивно охранительное отношение к существующей действительности. Поэтому, хотя в водевиле начала XIX века жила стихия жизнерадостного, балаганного, демократического искусства и не было в нем специфически буржуазных черт, по существу, он был уже жанром рождающегося буржуазного театра. Широчайшее распространение в период Консульства и Империи получила мелодрама. В этом жанре нашли выражение противоречия, присущие на данном этапе сознанию мелкобуржуазной демократии. Развиваясь в условиях формирования буржуазной государственности, испытывая непрерывный нажим идеологической политики правящей верхушки, мелодрама проникалась буржуазно-охранительными тенденциями. Но, так как это был жанр низового театра, обращался он к широким массам народного зрителя, в нем ощущались в то же время демократические устремления, сочувствие к простому человеку, к его страданиям, восхищение его мужеством. Потеряв революционное содержание, мелодрама...

0 0
10
...
0 0
11
Илья Репин. Водевиль

Ах, водевиль, водевиль, водевиль,
Музыка, песни, интриги и танцы,
Пусть простоват и наивен он был,
Пусть он таким и остался.
Вы свысока не судите о нём,
Не говорите, что шутки громоздки,
Всё, что эстрадой мы с вами зовём,
Всё начиналось на этих подмостках.

Из к/ф «Ах, водевиль, водевиль…»

Что же это за жанр — Водевиль!

Водевиль (фр. vaudeville) — комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами.

Слово происходит от французского «valdeVire» — Вирская долина. Вир — река в Нормандии. В XVII столетии во Франции получили распространение песенки, известные под названием «ChansondevaldeVire» или Водевиры. Их приписывают народным поэтам XV столетия — Оливье Басселену и Ле-Гу. Ле-Гу издал сборник стихов Vaux de vire nouveaux. Эти легкие шуточные песни сделались в Париже достоянием широких городских масс, благодаря тому, что они на мосту Пон-Неф распевались бродячими певцами. Но скорее всего это собирательное...

0 0
12

Истоки мюзикла

Как известно, колыбелью духовной культуры США были северо-восточные штаты, так называемая Новая Англия, которую, начиная с 1620 года, в основном заселяли английские пуритане. Их нетерпимое отношение к театру во многом определяло его судьбу в Америке. XVII век - век английской буржуазной революции. Возглавившие ее, а затем пришедшие к власти пуритане свою ненависть и презрение к феодальной аристократии перенесли на театр. Особенно ненавистны были для них музыкальные представления, пользовавшиеся большой популярностью при королевском дворе. В 1642 году английский парламент специальным указом закрыл все театры и запретил какие бы то ни было театральные представления. Полностью искоренить театр, конечно, не удалось, но удар все же был очень силен. Так, музыкальный театр Великобритании на целых три столетия стал потребителем иноземной творческой продукции.

Аналогично сложилась судьба театра в Америке. Переселившиеся сюда из Англии пуритане уделяли большое...

0 0
13
ВОДЕВИЛЬ (франц. vaudeville), жанр легкой комедийной пьесы или спектакля с занимательной интригой или анекдотическим сюжетом, сопровождающийся музыкой, куплетами, танцами.

Водевиль возник и сформировался во Франции (собственно, само название происходит от долины реки Вир в Нормандии, Vau de Vire, где в 15 в. жил народный поэт-песенник Оливье Басслен). В 16 в. «водевилями» называли насмешливые уличные городские песенки-куплеты, как правило, высмеивающие феодалов, ставших в эпоху абсолютизма главными врагами монархической власти. В первой половине 18 в. водевилями стали называть куплеты с повторяющимся рефреном, которые вводились в ярмарочные представления. В тот период жанр так и определялся: «представление с водевилями» (т.е., с куплетами). К середине 18 в. водевиль выделился в отдельный театральный жанр.

Ранний водевиль тесно связан с синтетической ярмарочной эстетикой: буффонадой, пантомимой, эксцентрическими персонажами народного театра (Арлекином и др.). Его...

0 0
14

Водевиль

Водевиль (фр. vaudeville) — комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами. Название происходит от французского «val de Vire» — Вирская долина. Вир — река в Нормандии. В XVII веку во Франции получили распространение песенки, известные под названием «Chanson de val de Vire». Их приписывают народным поэтам XV века — Оливье Басселену и Ле-Гу.

Но скорее всего это — просто собирательное обозначение особого жанра простой незатейливой шутливой песенки народного характера, лёгкой по мелодической композиции, насмешливо-сатирической по содержанию, и по происхождению своему связанной с селениями Вирской долины. Этим можно объяснить и дальнейшую трансформацию самого названия — из «val de Vire» в «voix de ville» («голоса города»).

Во второй половине XVII столетия появились во Франции и небольшие театральные пьески, вводившие по ходу действия эти песенки и от них и сами получившие название «водевиль». А в 1792 в Париже был основан даже специальный...

0 0
15
Драматургические опыты И.С.Тургенева 1860-х годов в контексте театральных исканий начала ХХ века.

Реформаторские тенденции в драматургии и театральном искусстве начала ХХ века проявляются прежде всего в смене традиционных канонов поэтики драмы. Новым видится тип построения драматического действия, которое уже не основывается на столкновении человеческих воль и желаний, а выстраивается как поединок человека с самой жизнью в ее самых разных ипостасях, от бытовых до инфернальных. Источник драматического конфликта обнаруживается не во внешних событиях на уровне быта, а в глубинных тайниках бытия. Взаимопроникновение видовых, родовых и жанровых форм рождает неординарные произведения сценического искусства.

Но есть еще один показатель обновления театральной жизни начала века - активное присутствие в ней пародийного элемента. Под комический прицел в этот период попадают и давно надоевшие штампы, и результаты новейших экспериментов. Дерзновенное ...

0 0