Нравится ли Вам монолог, как одна из разновидностей речи?

1

Традиционно исследования монолога как вида речевой дея тельности занимают подчиненное положение в лингвистике. Дело в том, что диалогическая природа речи признается в лин гвистической традиции одним из основных ее речевых свойств. Действительно, язык, определяемый, в частности, как сред ство общения, кажется, не может быть употреблен, если акт употребления не предполагает сообщение о чем-либо какому-либо получателю информации (читателю или слушателю). В связи с этим диалогичность понимается как универсальный, родовой признак говорения, обусловленный самой природой коммуникативного акта.

В данном параграфе попытаемся обосновать прин ципиальную значимость монолога как одного из типов речи, оформляющих различные по своей природе сферы коммуникации.

«Монологичность» - периферийное явление, оно иногда отно сится к отдельной речевой сфере, например художественной, и рассматривается как структурный элемент целого текста, обла дающего диалогической природой. Монолог также...

0 0
2

Основанием классификации разновидностей речи могут быть различные факторы, которые дают возможность выделять устную и письменную формы существования речи , диалогическую и монологическую речь , функциональные стили и функционально-смысловые типы речи .

Общение между людьми может происходить в разных формах. В зависимости от формы обмена информацией – с помощью звуков или с помощью письменных знаков – выделяют две формы речи – устную и письменную. По количеству активных участников акта коммуникации речь может быть представлена в виде монолога (то есть развернутого высказывания одного лица) или диалога (разговора двух или нескольких лиц).

Диалог и монолог

Диалог

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц, форма речи, состоящая из обмена репликами. Основной единицей диалога является диалогическое единство – смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых...

0 0
3

Монолог – это высказывание одного человека, представленное в устной или письменной форме. При этом активная речь рассчитана на пассивное восприятие того, кому она предназначена. Адресат может ознакомиться с сутью монолога при непосредственном или опосредованном общении. При отложенном контакте между адресатом и автором послания должен быть посредник, в его роли обычно выступают технические устройства, письмо, печать.

Сравнение монолога и диалога

Если диалог представляет собой обмен репликами между двумя и более собеседниками, то монолог – это развернутая и содержательная речь, автор которой должен позаботиться об ее информативности. При диалоге собеседники постоянно меняются ролями слушающего и говорящего, каждое высказывание вызывает соответствующую реакцию. Поддерживать разговор помогают жесты, интонация, мимика. В монологе всего этого нет, адресат не имеет возможности переспросить о чем-то у автора или уточнить детали.

Виды монолога

Развернутое...

0 0
4

Монолог, монологическая речь (от моно и греч. lygos - слово, речь). Вид речи, полностью или частично не связанный (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника в содержательном и в структурном контексте.

Монологическая речь обладает гораздо большей степенью традиционности при выборе языковых, композиционных и других средств, имеет, как правило, более сложное синтаксическое построение по сравнению с репликами в диалоге. В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко. Основные коммуникативные ситуации ее употребления - сфера искусства, ораторские выступления, общение по телевидению и радио, ситуации обучения (речь учителя в классе, преподавателя в вузе).

По своей языковой и структурно-композиционной организации монологическая речь гораздо сложнее, чем другие виды речи. Эти ее особенности - проблемы сложного синтаксического целого, абзаца и т.п. изучает наука лингвистика (текста).

Монологическая речь, имеющая внешнего адресата,...

0 0
5

Говорение как вид речевой деятельности (УРЗМ).

И. Липа "Близнецы" (продолжение). Подарок судьбы и умение им воспользоваться как основная мысль сказки. Составление устных монологических и диалогических высказываний на основе литературного текста

Цель: ознакомить школьников с художественными особенностями говорения как одного из видов речевой деятельности, его разновидностями (устным монологом и диалогом), что позволит формировать умение создавать собственные высказывания различных типов и стилей речи на сознательной основе, развивать культуру устной речи, углубить знания о прозаическую речь, помочь учащимся осознать смысл подарков судьбы, воспитывать стремление делать добро, активную жизненную позицию.

Коммуникативный компонент: осознание особенностей говорения как вида речевой деятельности, формирование умений диалогического и монологического вещания, создание собственных высказываний на базе художественных текстов.

Социокультурный: способствовать...

0 0
6
Искусство монолога

10

СодержаниеВведение 2 1. Особенности монолога 3 2. Способы изложения в монологе 5 3. Подготовка речи в зависимости от вида монолога 7 Заключение 20 Список литературы 21 ВведениеХод развития устной речи идет от упражнений в диалоге к формированию навыков связной монологической речи. Таким образом, владение монологической речью всегда предполагает высокий уровень языкового развития говорящего. Монологическая речь сложнее диалогической как по содержанию, так и по языковому оформлению. По мнению академика Л. Щербы, в монологической речи постоянно действует контроль сознания над словесным ее оформлением, потому что "монолог" - это уже организованная система облеченных в словесную форму мыслей" Щерба Л. Избранные работы по русскому языку. - М., 1957. - С. 115.. Монолог - важнейшая форма речи. Монологическая речь обладает гораздо большей по сравнению с диалогом традиционностью и в выборе языковых средств для передачи содержания и в своем построении. "Свободное...
0 0
7

Виды речи: монолог и диалог (полилог).

Монолог и диалог - две основные разновидности речи, различающиеся по количеству участников акта общения.

Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Основной единицей диалога является диалогическое единство - тематическое объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего. На характер реплик оказывает влияние так называемый кодекс взаимоотношений коммуникантов. Выделяют три основные типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство.

Любой диалог имеет свою структуру: зачин - основная часть - концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою концовку.

Диалог рассматривается как первичная форма речевой коммуникации, поэтому он получил своё наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен и в...

0 0
8

Введение. 2

1. Особенности монолога. 3

2. Способы изложения в монологе. 5

3. Подготовка речи в зависимости от вида монолога. 7

Заключение. 20

Список литературы.. 21

Ход развития устной речи идет от упражнений в диалоге к формированию навыков связной монологической речи. Таким образом, владение монологической речью всегда предполагает высокий уровень языкового развития говорящего. Монологическая речь сложнее диалогической как по содержанию, так и по языковому оформлению. По мнению академика Л. Щербы, в монологической речи постоянно действует контроль сознания над словесным ее оформлением, потому что "монолог" - это уже организованная система облеченных в словесную форму мыслей"[1] .

Монолог - важнейшая форма речи. Монологическая речь обладает гораздо большей по сравнению с диалогом традиционностью и в выборе языковых средств для передачи содержания и в своем построении. "Свободное владение формами монологической речи - искусство", -...

0 0
9

Тесты, описания
Тесты on-line
Тренинги
Статьи
Словарь

RSS

azps@azps.ru


Основные виды речи Речь человека весьма многообразна и имеет разнообразные формы. Однако любая форма речи относится к одному из двух основных видов речи:
- устной,
- письменной.
Оба эти вида, разумеется, имеют между собой определенное сходство. Оно заключается в том, что в современных языках письменная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов. Таким образом, для неиероглифических языков письменная речь является лишь своеобразным изложением устной. Как в музыке музыкант, играющий по нотам, каждый раз воспроизводит практически без изменения одну и ту же мелодию, так и чтец, озвучивая изображенное на бумаге слово или фразу, каждый раз будет воспроизводить почти один и тот же звукоряд.

Разговорная речь

Основным исходным видом...
0 0
10
Монолог и диалог - две основные разновидности речи, различающиеся по количеству участников акта общения.
Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Основной единицей диалога является диалогическое единство - тематическое объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего. На характер реплик оказывает влияние так называемый кодекс взаимоотношений коммуникантов. Выделяют три основные типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство.
Любой диалог имеет свою структуру: зачин - основная часть - концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою концовку.
Диалог рассматривается как первичная форма речевой коммуникации, поэтому он получил своё наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен и в научной, и в публицистической, и в официально-деловой...
0 0
11

ДИАЛОГ МОНОЛОГ - раздел Образование, ...В деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным. Существуют Две Разновидности Устной Речи (На Выделенное Терминологическое Наи...

Все темы данного раздела:

А. П. Чехов
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, п

ФОРМЫ ЯЗЫКА
Русский литературный язык существует в устной и письменной форме (подчеркивается логически ударением слово форма). В школе, обучая детей, мы пользуемся устной формой литературного языка и ст

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Известно, что между устной и письменной речью имеется много общего: в основном используется один и тот же словарь, одни и те же способы связи слов и предложений. Характерно, что на уровне 1200 наиб

ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ
...

0 0
12

При выставлении оценки учитываются следующие параметры:

-наличие общего плана работы над проетом;

- наличие основных проблем исследования;

- наличие и качество отчетных материалов;

- качество презентации.

Оценки за проект выставляются группе в целом. На основании общей оценки ставится индивидуальная оценка каждому члену группы.

Критерии оценки:

Уровень знаний; Степень ответственности за выполнение работы; Самостоятельность: Способность найти оригинальные подходы; Инициативность и заинтересованность; Способность работать в коллективе; Точность, своевременность выполнения работы; Четкость и аккуратность отчета.

1.4. Использование проектной технологии в обучении монологической речи

Для изучения возможностей использования проекта в обучении, представляется целесообразным и практически реальным в рамках диссертационного исследования рассмотреть частный аспект этой большой проблемы, а именно — развитие умений...

0 0
13
§ 2. Формы речи (устная и письменная)

Справка. Различают речь внутреннюю и внешнюю. Внешняя речь подразде ляется на устную и письменную. Внутренняя речь «контролирует» все речевые действия. Она часто проявляется в виде своеобразных:


реплик-комментариев, когда мы слушаем кого-либо: «правильно говорит», «нет, я с ним не согласен», «это и так всем понятно», «о чем это он?» и т.д.

реплик-эмоций, выражающих внутреннее сочувствие, восхищение, недове рие и т.п.: «надо же!», «ну и ну!», «к чему это?» и т.д.

реплик-программ, когда мы сами готовим собственный текст: «начну-ка я с этого аргумента», «хорошо бы не забыть сказать об этом» и т.д.

^ Характерные особенности устной и письменной речи

Задание 1. К устной или письменной речи следует отнести приводимые ниже тексты. Оцените степень подготовленности текста. Речь какого функционального стиля представлена в каждом тексте? Какова степень влияния разговорной речи на каждый...

0 0
14

Академический словарь русского языка определяет монолог как «речь наедине с самим собой или продолжительная речь одного лица, обращенная к слушателям». Устная монологическая речь является сложной формой речевой коммуникации. В подтверждение этому можно привести такой пример.

В 1907 г. молодой филолог, впоследствии академик, Л.В. Щерба приехал в Германию, чтобы выучить и описать язык лужичан — немногочисленной славянской народности, издавна живущей среди немецкого населения. Лужицкий язык был почти неизвестен ученым. Вскоре Щерба подготовил книгу с описанием фонетики, синтаксиса и семантики этого языка. Оставалось только записать со слов носителей языка некоторое количество импровизированных повествовательных рассказов в качестве образцов текстов на лужицком языке.

Но тут возникло затруднение, о котором Щерба так писал в приложении к книге: «Я не мог найти людей, которые бы могли связно что-то рассказать. Может быть, и нашлись бы такие из старых людей, но у них не было...

0 0