Есть ли в театрах суфлеры?

1
Его величество суфлер «Уберут суфлеров, уйду и я», – сказал в начале прошлого века Константин Сергеевич Станиславский. Годы шли, и представителей самой бесшумной профессии становилось все меньше и меньше...

Сейчас суфлеры есть только в трех театрах Москвы (Большом, Малом и МХТ имени А.П. Чехова), а всего в России насчитывается не более тридцати человек, которые активно занимаются этим нелегким делом.

В XIX веке суфлер был нужен как воздух. Тогда все в театре решали антрепренеры, для которых главным был коммерческий успех. Чтобы «отбить кассу», иногда ставилось по несколько премьер в неделю. Актеры физически не успевали выучить все, поэтому и была введена должность суфлера. Само слово происходит от французского souffleur – подсказчик.

Работа суфлера начиналась во время репетиций, он аккуратно помечал в тексте паузы, которые делал на сцене актер. У каждого «подсказчика» были свои пометки, но известно, что галочкой обозначалась короткая пауза, а тремя...

0 0
2
На вопрос, есть ли суфлеры в вашем театре, корреспонденты "Труда" услышали десятки отрицательных ответов. Нам удалось найти суфлеров в двух главных театрах столицы - Большом и Малом - и узнать у них о том, почему профессиональных подсказчиков становится все меньше и меньше.

АКТРИСА ЗА СЦЕНОЙ
Лариса Венедиктовна Андреева не просто суфлер Малого театра. Она ни много ни мало заслуженная артистка России. 35 лет играла главные роли в провинциальном театре, одна из последних ее героинь - Екатерина II.
Пять лет назад она оказалась в Москве и поняла, что об актерской карьере можно забыть. Возраст уже не тот, да и труппы московских театров и без того переполнены. Случайно нашелся знакомый из Малого театра, который пригласил Ларису поговорить с директором. Тот предложил Ларисе работу суфлера, и она не задумываясь согласилась. И вот уже пять лет как работает в суфлерской группе. Поскольку Лариса Венедиктовна бывшая актриса, она всегда интуитивно чувствует, когда актеру необходима...

0 0
3

Суфлёр – театральный сотрудник, в обязанности которого входит следить за репетициями театральной постановки и по ходу текста может подсказывать текст ролей, в случае необходимости.

Обычно суфлёр находится в специальной будке, которую называют суфлерской.

В прошлом веке суфлёр был незаменимым сотрудником театра, с течением времени все изменилось. Теперь суфлёра в театре профессия редкая. В Москве есть только три театра, где еще востребована эта профессия. В том числе Малый театр.

Метко когда-то заметил знаменитый режиссер Леонид Миронович. Что суфлёр - единственный человек, который работает без подсказки. Действительно, работники этой профессии часто знали все тексты наизусть.

Мало того, они знали особенности каждого актера и специфику подсказки каждому из них.

Но мы, наслушавшись анекдотов, почему-то всегда представляем суфлёра в незаменимой будке в форме раковины посреди сцены. Внешне смешной человечек, часто в нетрезвом состоянии и с лохматыми...

0 0
4
Страницы: - 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 -
17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 -
34 - 35 - 36 - 37 - 38 -

Марина Райкина Москва закулисная - 2 [издательство ВАГРИУС, www.vagrius.com] Несколько слов об авторе: Марина Райкина принадлежит к тем журналистам, что имеют своего собственного читателя. Она, одна из немногих, умеет писать о театре интересно, серьезно и доступно. И всегда жаль, что такие материалы бесследно исчезают в газетной круговерти… Несколько слов о книге: «Москва закулисная-2» продолжает ставшую бестселлером первую книгу Марины Райкиной «Москва закулисная». Новая книга полна тайн и откровений. Среди ее героев — Олег Ефремов, Спартак Мишулин, Михаил Жванецкий, Александр Домогаров, Михаил Козаков, Марина Неелова, Андрей Житинкин… Кумиры, знакомые незнакомцы, не уходят от острых вопросов, а театр не прячет своих историй, заставляя читателя то смеяться, то...

0 0
5
Со школьных времен всем известно, что подсказывать нехорошо. Однако есть люди, для которых подсказки — профессия. Это суфлеры. Причем это еще и одна из самых древних и важных (хотя и редких сегодня) профессий в театре. Наталья Богомолова, суфлер МХТ имени Чехова, рассказала корреспонденту "Денег" Карену Шаиняну, как подсказывать правильно.
— Насколько мне известно, этой профессии нигде не учат. Как же становятся суфлерами?
— Конечно, не учат. Такой профессии нет. Суфлер — это не профессия, это должность. Это как реквизитор — должность неприметная, но от него в театре зависит очень многое. Про всех сказать не могу, а я попала в суфлеры совершенно случайно. Искала работу, но поскольку ничего толком не умела, знакомая предложила пойти в репертуарную контору МХТ имени Чехова. Я проработала там меньше года, потом неожиданно освободилось место суфлера, и мне предложили попробовать. Я и попробовала.
— То есть учиться вам не пришлось?
— Как же, конечно,...
0 0
6

Спектакль изнутри

За четыре десятка лет работы суфлером Галина Воронкова выучила почти наизусть сотни пьес, которые ставили в театре. Текст каждой постановки учила вместе с актерами на репетициях, по кускам, по эпизодам. Поэтому знает многие спектакли изнутри с анатомической точностью. Рутинное копание в материале не отбило любовь к театру. И даже в свои выходные, когда за суфлерским столиком трудится коллега Вера Царева, Галина Сергеевна ходит на премьеры. Скромная труженица закулисья с детства хотела стать актрисой. «Суфлер - профессия такая, о которой не мечтают, - говорит она. - Магию театра я почувствовала на спектакле «Снежная королева», который смотрела вместе с родителями. До сих пор перед глазами стоит живой олень, который «играл» в пьесе».

В школе Галя участвовала в пьесах драмкружка. А получив аттестат и проучившись год на филфаке Киевского университета им. Шевченко, уже точно знала, что ее судьба - театр. Воронкова бросила престижный университет и...

0 0
7

ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ ТЕАТР?

"Театр?.. Любите ли вы театр так, как люблю его я, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины? Не есть ли он исключительно самовластный хозяин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их, как воздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии? Что же такое, спрашиваю вас, этот театр?... О, это истинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, освобождаетесь от житейских отношений!...Вы здесь живете не своею жизнию, страдаете не своими скорбями… Радуетесь не своим блаженством, трепещете не за свою опасность…Здесь ваше холодное я исчезает в пламенном эфире любви... Но возможно ли описать все очарования театра? Всю его магическую силу над душою...

0 0
8
Олег Ефремов запрещал суфлерам выручать его на спектакле, а Фаина Раневская отказывалась без них даже репетировать

© www.coloriages.dessins.free.fr

Dessins de Daumier. Le Souffleur

Давным-давно, когда театры выпускали спектакли чуть не каждую неделю, актеры шагу не могли ступить на сцене без подсказки суфлеров, которые потом становились героями многочисленных актерских баек. Под обаянием этих баек мы находимся до сих пор, представляя себе суфлеров колоритными стариками с шелковыми нарукавниками, рвущими на голове волосы в отчаянной попытке дошептаться из своей живописной будки до забывшего роль актера. С приходом режиссерского театра, удлинившего репетиционные сроки и ужесточившего профессиональные требования к актеру, необходимость в услугах суфлера как будто отпала. Плоть от плоти актерского театра, суфлеры, казалось, навсегда ушли с...
0 0
9
БРИТЬЕ В СУФЛЕРСКОЙ БУДКЕ И ЕРМОЛОВА В ИНТЕРНЕТЕ
Новые технологии и старые подсказчики Малого театра



Малый театр широко отмечает 250-летие русского профессионального театра. Проходят пышные правительственные концерты, пишутся большие исторические эссе, даются ностальгические и устремленные в будущее интервью.
Мы сконцентрировались на двух необычных артефактах Малого театра, интересных даже вне юбилея. В новом сезоне Малый предлагает своим поклонникам уникальные возможности сайта www.maly.ru и сохраняет единственный в Москве институт театральных суфлеров. Хранители тайн «детей подземелья» и театрального Рунета согласились выдать свои секреты «Новой».

Островский в пьесе «Таланты и поклонники» говорит устами Нарокова: «Я не choufleur («цветная капуста», фр.,), не siffleur («свистун»), а soufleur («произносящий еле слышно слова»)». Мейерхольд позднее требовал упразднить суфлеров, говорил: новому...
0 0
10
Наверное, немного найдется артистов, у которых столько титулов, как у Владимира Этуша: народный артист СССР, лауреат Государственной премии РФ, премии «Герой нашего времени» в номинации «Человек-эпоха», Специальной Национальной премии «Кремлевский Грандъ» в номинации «Самый народный артист», премии «Легенда сцены»…
Встретиться с Владимиром Абрамовичем Букнику удалось далеко не с первой попытки. На рубеже своего 90-летия Этуш остается художественным руководителем Театрального института им. Б. Щукина, играет в Театре им. Евг. Вахтангова и даже снимается для «Ералаша» в одной, по его словам, «безделушке». Плюс ко всему недавно выпустил книгу, названием для которой послужила цитата из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию», — «Всё, что нажито…».

КК: Вам, Владимир Абрамович, наверное, было не до смеха, когда однажды на отдыхе вас позвали к телефону и вы услышали знакомые слова: «Магнитофон импортный, пиджак замшевый, портсигар золотой отечественный... Все, что...
0 0